Выдающиеся педагоги о требованиях к педагогу.
1. Быть носителем глубоких и всесторонних знаний: "Человек, взявший на себя труд обучать других, не имея для этого глубоких знаний, поступает безнравственно" - Гальвецкий.
2. Систематически обновлять и пополнять свои знания: "Учитель учит до тех пор, пока учиться сам. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель" - К.Д. Ушинский.
3. Знать психологию детей, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные способности - К.Д. Ушинский.
4. Быть великим гуманистом, любить детей, понимать, "Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце" - В.А.Сухомлинский.
5. Быть патриотом, гражданином своего Отечества, активным носителем моральных убеждений - А.М.Макаренко.
6. Я.А.Коменский призывал учителей любить свою профессию, понимать, что она "настолько превосходная, как никакая другая под солнцем"
7. Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом организма, борющегося с невежеством и пороком человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим... - К.Д.Ушинский.
8. Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека - В.Г.Белинский.
9. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединит в себе любовь к делу и ученикам, он - совершенный учитель - Л.Н.Толстой.
10. Карл Роджерс из работы: "Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем". а) Умею ли я входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смог ли бы я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог бы лично, эмоционально откликнуться на этот мир? б) Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить открытые, эмоционально насыщенные, неролевые взаимоотношения с моими учениками, отношения, в которых все участники учатся? Хватит ли у меня мужества разделить со своими учениками эту интенсивность наших взаимоотношений? в) Сумею ли обнаружить интересы каждого в моём классе и смогу ли я позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересам, куда бы они ни вели? г) Смогу ли помочь моим ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает, - сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек? д) В достаточной ли степени я сам творческий человек, который сможет столкнуть детей с людьми и с их внутренним миром, с книгами, всеми видами источников знаний - с тем, что действительно стимулирует любознательность и поддерживает интерес? е) Смог ли бы я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников, этих посланников будущих творческих форм учения и активности? Смог ли бы я принять тех творческих детей, которые так часто выглядят бесконечными и не отвечают принятым стандартам в поведении? ё) Смог ли бы я помочь ребёнку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи, а идеи - чувства?
11. И.Е.Синица из книги "О такте и мастерстве" ряд заповедей педагога советского периода: а) Берегите высокое, благородное звание учителя. Помните, что личность учащихся воспитывается личностью их учителя. Пусть ваше служение Родине, ваше отношение к труду, ваше гражданское лицо и ваше поведение среди людей будут достойны подражания! б) Уважайте человека в ваших учениках. Берегите и развивайте их человеческое достоинство. С развитием человеческого достоинства у учащихся развиваются и другие лучшие гражданские качества. Берегите и собственное достоинство. Учитель, который не бережёт собственного достоинства, не сумеет воспитатель его у учеников. в) Будьте ближе к своим воспитанникам. Они ваши друзья. Они не забывают, что вы их учителя, что вы имеете больше прав, чем они, но не любят, когда вы часто демонстрируете им свои права. г) Меняйте свою тактику во взаимоотношениях с учениками в зависимости от их возраста и духовного развития. Пусть она будет всё более гибкой, динамичной и всё менее демонстративной. Будьте такими же изобретательными и требовательными в выборе методов воспитания, как и в методах обучения. Избегайте излишней прямолинейности, штампованных нотаций и поучений. Отдавайте предпочтение недемонстративным подсказкам, ненавязчивым советам. Наиболее действенно то убеждение, которое было воспринято как своё собственное. д) Пользуйтесь всем диапазоном педагогической стимуляции, но при общей умеренности будьте более щедрыми на похвалы и более скупыми на наказания. Научитесь пользоваться всеми своими выразительными средствами, взглядом, мимикой, жестами, но избегайте всяческих резкостей, которые находятся на грани допустимых проявлений человеческих эмоций. е) Научитесь владеть голосом, интонировать свою речь, но избегайте крика. Крик унижает вас как педагога, уменьшает ваши возможности сближения с учениками. Крик свидетельствует только о вашем бессилии. ё) Избегайте решений, в целесообразности которых вы не уверены. Не принимайте решений в состоянии раздражённости, прибегайте к методу отсрочки, который даст вам возможность разумно употребить своё право, а ученикам - разумно подчиниться ему. ж) Посещайте уроки опытных учителей, наблюдайте, как они контактируют с учениками, какие делают замечания, как слушают учащихся, как сидят, как ходят по классу. Всё может вам пригодиться. Умение контактировать с учащимися приобретается, как и все другие умения. з) Будьте внимательны к желанию каждого отдельного ученика утвердиться в коллективе сверстников. Успех окрыляет человека, неуспех - угнетает. Ищите повод похвалить ученика, каким бы педагогически запущенным он ни был. Если нужно, создайте такой повод. Каждый ученик должен верить в свои силы и возможности. Ищите сближения с целым классом и с отдельными учениками. Найдите время и повод побыть с учеником наедине, постарайтесь встретиться с ним как будто случайно: на улице, в парке, на стадионе. Если вы будете тактичны, ненавязчивы, вы сблизитесь с этим учеником и в определённой мере со всем классом. и) Несите родителям радость в дом. Не злоупотребляйте жалобами родителям на их детей. Дисциплина, установленная другими, а не вами, мало эффективна. Ваши взаимоотношения с учащимися - прежде всего ваше дело и ваша обязанность. й) Покажите ученикам при удобном случае всё лучшее, что есть у ва (свои дополнительные способности, умения, навыки), но не привлекайте к себе особого внимания. Помните о своих коллегах. Скромность педагога высоко ценится как в учительском, так и в ученическом коллективах. к) Берегите доверие своих учеников. Доверие к вам - это сердцевина ваших отношений с учениками, окно в их душу. Потеряв доверие одного ученика, вы можете потерять доверие всего класса. л) Главное. Воспитывайте у учащихся высокие чувства гражданина, уважение к людям труда, любовь к своей Родине, готовность отдать для её блага свои силы,свою жизнь.
12. Анкетирование студентов педагогических вузов позволило выявить, каким, по их мнению, должен быть современный педагог: а) Корректным, гибким, любознательным, не консерватором, с чувством юмора, неординарным, не замешанным в антиобщественных делах, доброжелательным,терпеливым, многоуважаемым, иметь большой жизненный опыт, не старым, мудрым, воспитанным, энергичным, уметь передавать положительную энергию другим, человечным, профессионально владеть речью, т.е. грамотно и просто изъясняться, чтобы его было приятно слушать, отличаться чёткостью дикции, выразительностью изложения мысли; б) Обладать большой работоспособностью, выдерживать длительное действие сильных раздражителей и уметь концентрировать своё внимание, быть всегда активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего времени высокий общий и эмоциональный тонус, быть способным быстро восстанавливать силы; в) Быть сдержанным, проявлять терпеливость, уравновешенность, собранность, стабильность чувств; г) Приступать к решению поставленных задач" без раскачки", быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, быть способным к экспромту, быстро привыкать к новой обстановке, устанавливать контакты, непринуждённо чувствовать себя в кругу незнакомых и малознакомых людей.
13. Л.Л.Шевченко "Практическая педагогическая этика" Будущему педагогу весьма полезно знать и учитывать принципы диалогового взаимодействия учителя с детьми: - ненасилие (право ребёнка быть тем, кто он есть); - паритетность взаимоотношений; - уважение познавательного труда ребёнка; - уважение неудач и слёз ребёнка; - уважение тяжёлой работы роста; - уважение самобытности ребёнка; - уважение ребёнка как объекта-субъекта педагогического процесса; - безусловная любовь воспитателя к воспитаннику; - оптимальная требовательность и уважение; - опора на положительное в ребёнке; - компромиссность спорных решений.
14. Педагогу нужно научится управлять своим голосом, своим лицом, уметь держать паузу, позу, мимику, жест.
Не кричите, говорите шёпотом, Может быть, поменьше будет лжи, Собственным готов поклясться опытом: Шёпот - самый громкий крик души. Эдуард Асадов
|