Сюжетно-ролевая игра
Дошкольный возраст - это возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука о развитии, которая установила, что игра (в частности, сюжетно-ролевая) для развития дошкольников имеет решающее значение. Почему ролевая игра имеет определяющее влияние на психическое развитие ребенка? В процессе психического развития, взросления ребенка меняется его место в мире взрослых, развиваются, прежде всего, отношения между ребенком и взрослыми. На каждом возрастном этапе ребенок осваивает то, как взрослые люди что-то делают. Такое «обучение» происходит в специфических детских формах деятельности, в которых ребенок только и может пробовать участвовать в жизни взрослых. На пороге дошкольного возраста, когда ребенку около 3 лет, он уже неплохо владеет речью и предметными действиями, отделяет себя от других людей: говорит о себе в первом лице. Благодаря его возросшим возможностям, большей самостоятельности взрослые расширяют контакты ребенка с общественным миром, знакомят его с миром природы. В этом процессе заметную роль играют средства массовой коммуникации, особенно телевидение. Трехлетние дети чувствуют свою самостоятельность и готовы делать всё, как взрослые («я сам»). Одновременно с этим дети сталкиваются с жесткой реальностью: окружающий мир живет своей, непонятной им и часто опасной, жизнью. Этот мир не подчиняется желаниям ребенка. Мир взрослых и мир дошкольников четко разделены. Дети исключены из общественной жизни - ведь они не могут участвовать в производстве. Дошкольники не знают, зачем и для чего люди что-то делают, и очень долго не понимают, чем их родители занимаются на работе, кем они работают. Дети не подозревают, что взрослые связаны друг с другом, а общество может функционировать только благодаря сложным социальным отношениям между людьми. В дошкольном возрасте им предстоит открыть, зачем люди друг другу нужны, т.е. в чем смысл той или иной человеческой деятельности. Такое открытие происходит в ролевой игре. Дети ставят себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности. Открытие взаимоотношений людей в ролевой игре происходит очень постепенно: сама игра развивается. На протяжении нескольких лет ребенок может играть с одними и теми же игрушками, но меняется характер игровых действий (как ребенок играет и как осознает свою роль). Если внимание и помощь взрослого не направлены на новые способы игры, игрушки детям скоро надоедают. Выделение отношений между людьми начинается с проигрывания отношений близких к ребенку взрослых (например, семейных отношений в игре "дочки-матери"); затем дети проигрывают отношения взрослых друг к другу (так, в игре "в больницу" есть несколько взаимодополняющихся ролей, связанных общим смыслом: врач, медсестра, больной), и, наконец, они проигрывают свои отношения к другим взрослым (например, игра "в школу!" ). Дети на протяжении дошкольного возраста могут проигрывать одни и те же сюжеты (например, "дочки-матери", "доктор" и т.п.), однако содержание игр, то, что ребенок в своих действиях акцентирует, постепенно меняется. Для психического развития очень важно, чтобы ребенок перешел от освоения социально направленных предметных действий, соотносимых с логикой реальных действий взрослых (кормление, делание уколов, вождение машины), к освоению социальных отношений между людьми, смысла их деятельности, которые соотнесены с реальными отношениями между ними (забота, лечение, перевозка). Для такого перехода требуется время: дети должны полностью прожить дошкольное детство, успеть наиграться. Если этого не произойдет, и в игре не сформируются все механизмы нового, произвольного поведения, необходимого для обучения в школе, ребенка ожидают трудности в школе. К сожалению, настоящее время не самое благоприятное для игры дошкольников. Изменение общественной жизни в нашей стране привело к тому, что дети имеют меньше возможностей свободно играть, поскольку их очень рано начинают учить на различного рода занятиях как в детском саду, так и вне его (школьное обучение с 6 лет, раннее обучение музыке, спорту, иностранным языкам). Дети хорошо играют, если у них богатые представления об окружающей жизни, ,а также, если у них есть место и детская компания, где они этому могут научиться. Не многодетные семьи, исчезновение разновозрастных групп детей во дворах и одновозрастные группы в детских садах - все это затрудняет передачу игрового опыта старших детей младшим. Очень часто ребенок плохо играет не из-за отставания в развитии, а из-за малого игрового опыта. Охарактеризуем уровни развития ролевой игры на протяжении дошкольного возраста. (Следует заметить, что ниже приведенные уровни - это ступени развития самой игры и они однозначно не связаны с возрастом каждого конкретного ребенка.) Характеризовать уровень ролевой игры мы будем по следующим показателям: а) что для ребенка является центральным содержанием роли, т.е. то, что ребенок пробует в игре; б) наличие в игре роли и характер ее осуществления; в) логика последовательности игровых действий, т.е. чем она определяется и как ребенок относится к нарушению последовательности игровых действий.
ДЕТИ 3 - 4 ЛЕТ (вторая младшая группа) 1 уровень
А. Действия взрослых, которые ребенок воспроизводит в игре, - это предметные действия с игрушками или предметами-заместителями (ребенок "кормит" куклу; "делает уколы" и т.п.). Дети воспроизводят внешний рисунок такого действия (в пределе - жест). Б. Дети сами не называют ролей - они просто выполняют роли ("роль в действии"), осуществляя отдельные игровые действия. Дети в игре не относятся друг к другу так, как это происходит в реальной жизни, хотя уже могут осуществить парное ролевое взаимодействие ("мама" - "дочка"). В. Игра однообразна - это, как правило, повторы одних и тех же операций (например, кормление); дети еще не могут связать эти действия с другими операциями в цепочку логически вытекающих друг из друга действий. В играх с правилами они еще не способны выделить правило (например, не могут придерживаться правила очередности). Воспитателя должно насторожить, если 4-летний ребенок не может осуществить игровые действия (осмысленно действовать в воображаемом плане, например, ездить на перевернутом стуле "как будто" на машине), а лишь имитирует движения, указанные взрослым, действуя только с теми игрушками, которыми манипулировал взрослый (слепо копируя его действия).
ДЕТИ 4 - 5 ЛЕТ (средняя группа) 2 уровень
А. Дети также проигрывают действия с предметами, но игровые действия и их внешняя последовательность уже соответствуют реальной действительности. Б. Дети называют роли, стараются выполнить именно те действия, которые характерны для выбранной ими роли. Они способны по ходу игры менять свою роль, если этого требует развертывание сюжета. Они могут наладить ролевое взаимодействие с 1 - 2 партнерами. В. Дети могут выстроить последовательность нескольких ролевых действий в соответствии с той логикой, которой подчинена реальная деятельность взрослых. Они уже способны выделить правило, по которому нужно действовать, но еще не могут придерживаться ограничивающих правил, т.е. того, как действовать нельзя. Перечислим признаки, свидетельствующие о том, что ролевая игра детей к началу 6-го года их жизни слабо развита: - повторение одних и тех же предметных действий; - неумение пользоваться ролевой речью, осуществлять ролевой диалог с куклой; - неумение самостоятельно действовать с новыми игрушками, элементарно развивать сюжет, обыгрывать какое-то событие ("гости", "болезнь","семья"). Оба описанных уровня составляют первую основную стадию развития ролевой игры, типичную для детей 3 - 5 лет. Своеобразие этой стадии состоит в том. что ребенок отображает в игре предметные действия взрослых, направленные на других людей, которые он обозначает как ролевые (на 5-м году жизни). К концу среднего дошкольного возраста дети начинают отделять себя от роли, которую они выполняют, а также замечать соответствие или несоответствие роли (взятой на себя ими самими или товарищами по игре) и реальности. Это значит, что они могут отличить воображаемый мир от настоящей жизни. Через столкновение своего Я (я - Сережа) с условным (я - доктор) ребенок открывает для себя взрослого. Для второй стадии развития ролевой игры (5 - 7 лет) характерно возникновение ее нового содержания - смысла отношений между людьми.
ДЕТИ 5 - 6 ЛЕТ (старшая группа) 3 уровень
А. Действия с предметами отступают на задний план, и на первый план выходят социальные отношения и функции людей. Появляется такое выполнение роли, в котором ребенок проигрывает действия, передающие характерные отношения между людьми. Так, ребенок выделяет отношение подчиненности. Например, он как доктор обращается к "медсестре": "Сестра, сделайте укол". Б. Дети достаточно четко выделяют типичные ролевые отношения лиц, роли которых они выполняют, и в соответствии с ними строят свое поведение. Они распределяют роли до начала игры и на протяжении всей игры придерживаются своей роли, в которой они жестко следуют реальной логике действий изображаемого ими лица. Двое-трое детей этого возраста могут выстроить совместную игру. В. Ребенок согласует свои действия со взятой на себя ролью. Ролевые действия разнообразны - ребенок может создать цепочку действий, объединенных одним сюжетом (капание, кормление, укладывание спать, прогулка и т.д.), и не нарушает логическую последовательность действий. Ролевая речь детей достаточно четка. Дети уже способны подчиняться правилам, но они для них необязательны (особенно ограничительные правила). Перечислим проявления слабого развития ролевой игры к 6 годам: - ребенок полностью погружен в воображаемый мир и не способен вернуться в обыденную жизнь, игнорирует окружающую действительность (ребенок не отличает свое игровое действие от реального, не умеет отличить игру от не игры); - ребенок не умеет согласовать свои действия с действиями партнеров по игре, жестко следует только своим намерениям и вследствие этого конфликтует со сверстниками.
ДЕТИ 6 - 7 ЛЕТ (подготовительная группа) 4 уровень
А. Главным в игре становится выполнение роли, отражающей отношения людей друг к другу. Именно такие игровые действия детьми акцентируются. Например, выполняя роль мамы, ребенок указывает другому, как нужно себя вести ("Маму надо слушаться, так и делай"). При этом игровые отношения все больше соотносятся с образцом, с реальной действительностью. Б. Роли четко выделены; ребенок на протяжении всей игры придерживается своей роли, в которой он воссоздает реальную логику действий изображаемого им лица. Вместе с тем по ходу игры он может выполнять и другие роли, если этого требует развитие сюжета, а играющих мало, и затем снова вернуться к своей основной роли. В. Действия детей отражают разнообразие действий изображаемого ребенком лица. Правила, которым ребенок жестко следует, определены в соответствии с реальной жизнью. В играх с правилами дети еще не понимают условности правил. Для них главным является соблюдение определенной последовательности действий, общего плана игры и правила очередности. Признаком неблагополучного развития игры следует считать вербализм: вместо игровых действий ребенок только рассказывает, фантазирует, реально не играя. У детей одного возраста могут встречаться разные уровни развития ролевой игры (в пределах двух смежных уровней). Так, дети на первом уровне выполняют ряд предметных действий и уже могут следить за тем, чтобы действия были "как в жизни". Нужно особо отметить специфику ролевой игры. Игра - это свободная детская деятельность, а не организованное и управляемое детское развлечение. Взрослым, как правило, не хватает терпения и понимания того, что детям следует позволить играть так, как им самим нравится. Этим они мешают проявлению детского творчества. Игра не терпит авторитарности . "Управление" игрой возможно лишь как бы изнутри, когда воспитатель сам входит в воображаемый мир игры и ненавязчиво предлагает ребенку (игровыми же средствами!) новые повороты в развитии сюжета. Это значительно труднее, чем организовать обучающее занятие. Научить игре можно, лишь играя. Вместе с тем без помощи взрослого игра сама не возникает. Взрослый дает ребенку нужные игрушки, именно он обозначает предметное действие как ролевое и условное; он помогает наладить детям взаимодействие и взаимоотношения в игре.
|