Мини- музей в детском саду. Путешествие по музеям.
Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства, науки и многие другие стали неотъемлемой частью нашей культурной жизни. В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. В мире насчитывается не один десяток тысяч музеев. Музеи стали очень разными и необычными. Среди самых необычных музеев можно назвать следующие: - музей школьных наказаний - музей детства - музей лыж - музей шпаргалок - музей ангелов и т.д. Во многих местах стали появляться небольшие музеи, посвящённые определённой узкой теме. Такие экспозиции позволяют рассмотреть объект со всех сторон, получить о нём полное представление. Структура таких музеев строится примерно по одной схеме: его посетители совершают экскурс в историю возникновения объекта, рассматривают его разновидности, знакомятся с уникальными особенностями. Очень популярны в мире профессиональные музеи. Их экспонаты повествуют об истории возникновения профессии, о её особенностях в разных странах. Здесь обычно представлены коллекции профессионального оборудования - от старинного до современного. Примеры профессиональных музеев: музей стоматологии, музей дошкольного воспитания, музей аптеки и т.д. «Главным героем» музея может стать и самый обычный бытовой предмет (утюг, замок, ботинок, почтовый ящик, зонт, часы и т. д.), ведь любая вещь несет в себе разнообразную информацию. В основе организации такого музея лежит системный подход. Экспозиция повествует об истории возникновения предмета, о том, как он выглядел в старину, каковы его особенности в разных странах. Посетители могут познакомиться с процессом его изготовления, материалами, которые для этого используются, с разнообразием вариантов предмета, интересными историями, которые так или иначе с ним связаны. Примеры самых необычных и интересных музеев одного предмета: музей часов, музей копейки, музей валенка, музей утюга, музей плюшевых мишек, музей чая, музей салфеток и т.д. Музеи, посвящённые природе, традиционно любимы детьми и взрослыми. В последнее время стали создаваться музеи, посвящённые одному из компонентов природы. Например: музей воды, музей Арктики и Антарктики, музей листьев, музей камня и т.д. Как выбрать тему. Организации
в детском саду мини-музея,
посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использование метода системного подхода.
Рассматриваемый нами объект условно
помещается в центр таблицы из девяти ячеек (3 х 3). Этот объект мы называем
«Система» (1). Любой объект (система) не
существует сам по себе, он всегда является частью чего-то или находится в каком-то
специальном месте. (Дерево в лесу, конструктор на полке, платье в шкафу и т.
д.) Это место, в котором находится объект и частью которого он является,
называется «Надсистема» (2).
Объект (система) зачастую неоднороден
по своей сути. Он состоит из каких-то частей, деталей (в платье есть лиф,
рукава, юбка, воротник и т. д., В хлебе - корочка, мякиш;
в машине - мотор, кабина, кузов, руль, колеса и т. д.) Ячейка, в которой мы
рассматриваем «анатомию» объекта, называется «Подсистема» (3).
Таким образом, мы рассмотрели центральный
столбец (1, 2, 3) нашей таблицы, что уже позволило получить некоторые
сведения об интересующем нас объекте. Далее проанализируем центральную
горизонталь, которая является своеобразной временной лентой.
- Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлась
система в прошлом. Чем была чашка до того, как стала чашкой? Чем была елочка
до того, как стала елочкой? ("Прошлое системы".) - Будущее системы рассматривается в 5-й ячейке. Что
произойдет с этим объектом? ("Будущее системы".)
Мы рассмотрели объект по ряду позиций и уже
получили о нем разнообразную информацию. С детьми младшего дошкольного
возраста достаточно остановиться на этих позициях. Старшие дошкольники способны
рассуждать более глубоко.
- Если рассматривать систему в прошлом, то
можно обнаружить, что и у нее есть собственная надсистема и подсистема. Если
птица в прошлом была яйцом, то надсистемой яйца могли быть и гнездо с другими
яйцами, и «мамин животик» (6 - надсистема системы в прошлом). А такой предмет,
как книга, можно рассмотреть с точки зрения происходивших с ней изменений:
какой книга была в старину, как создавалась. - Любая система в прошлом также имела свои составляющие.
То же яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка. А для книг, к примеру,
использовалась береста.
- Точно так же рассматривается система в
будущем ее надсистема и подсистема (8, 9). Кем станет цыпленок? Какой будет
книга в будущем?
6 Надсистема в прошлом
| 2 Где находится объект и частью чего он является (Надсистема)
| 8 Надсистема в будущем
| 4 Система в прошлом
| 1 Объект (Система)
| 5 Система в будущем
| 7 Подсистема в прошлом
| 3 Из каких частей состоит объект, т.е. "анатомия" объекта (Подсистема)
| 9 Подсистема в будущем
|
Эта
таблица может быть дополнена еще несколькими позициями: - Антисистема - условно говоря, враги нашего
объекта.
- Сосистема - друзья объекта.
- Нейтральная система - то, что никак не реагирует
на наш объект, равно как и объекту все равно, существует нейтральная система
или нет. Например, слону все равно, есть ли у нас дома шкаф. Более философски
звучит утверждение: «Солнцу - как космическому объекту - все равно, есть
жизнь на Земле, или же она безжизненна».
М. С.
Гафитулин (г. Жуковский) так изложил принцип системного оператора в шутливом
стихотворении:
Если мы
рассмотрим Что-то, Это Что-то - для чего-то,
Это
Что-то из чего-то,
Это
Что-то - часть чего-то. Чем-то было раньше Что-то, Чем-то будет это Что-то.
Есть противники у Что-то, Много есть друзей у Что-то. Все нейтральное у Что-то
Делает свое чего-то. Что-то
ты теперь возьми
На
экранах рассмотри.
В нашем случае последняя строка может звучать так: «И в музее рассмотрю». А теперь проиллюстрируем работу системного
оператора на более конкретном примере и выясним, как эта работа проводится с
детьми.
Допустим, в группе решено создать мини-музей
чашки. (В рамках занятий по ознакомлению с окружающим миром можно проводить
целую серию таких занятий, посвященных обычным и хорошо знакомым детям предметам.
Ее можно, к примеру, назвать «Необычное в обычном» или «Секреты и тайны старых знакомых»).
1. Система - чашка. В мини-музее изображение
чашки может стать композиционным центром, сразу привлекающим к себе внимание.
(Панно с аппликацией из бумаги, ткани и других материалов.) Подойдет и большая
чашка из папье-маше. Таким образом мы выделяем главного «героя» музея - чашку.
2. Надсистема. Чашка - часть сервиза. Значит,
в мини-музее мы поместим иллюстрацию этого сервиза или настоящий кукольный
сервиз. Здесь же могут быть представлены иллюстрации, расширяющие представления
детей о том, где могут храниться чашки. (Например, обычные, которыми мы
пользуемся ежедневно, стоят в посудном шкафу на кухне, дорогие сервизы - в
гостиной комнате, на полках красивого серванта. Уникальные, редкие чашки
хранятся в музейных витринах за стеклом.)
3. Подсистема предусматривает рассмотрение частей, из
которых состоит чашка. Этот раздел может быть представлен коллекцией чашек
разной формы и конфигурации: чашки с одной ручкой, с двумя, без ручек,
округлые, конусообразные, кофейные чашки на ножке и т. д.
4, 5, 6. Система в прошлом. В этом разделе можно рассмотреть
прошлое чашки по двум позициям.
• Материалы, из которых изготавливают чашки, могут быть
представлены в прозрачных пластиковых емкостях: песок, глина, кусочки
пластмассы, кусочки дерева.
• История возникновения чашки: иллюстрации с изображением
жизни наших предков в разные исторические периоды. Первобытно-общинный -
глиняная посуда, древние славяне - деревянные кубки. Племена других народностей
- раковины, рога животных и т. д.
7, 8, 9. Система в будущем. Здесь могут быть самые
различные экспонаты.
• Треснутая чашка или ее осколки (для безопасности их
лучше держать в прозрачной пластиковой коробочке) послужат темой для разговора
о правил ах аккуратного пользования вещами. Можно поговорить с детьми и о том,
каких мер
предосторожности требуют чашки, изготовленные из разных
материалов, показать способы починки испорченной вещи либо варианты ее
вторичного использования. Например, треснутые глиняные чашки могут служить
вазой для сухих цветочных композиций, а из ос:колков толстых фарфоровых чашек
нередко составляют мозаичную
композицию. Осколки служат и дренажной основой для цветочных горшков. При
сжигании остатков деревянной посуды выделяется тепло.
• В качестве будущего
системы можно рассмотреть и возможные варианты нового дизайна чашки. Это хороший
способ развития творческого воображения и изобретательской деятельности.
Цели и задачи мини-музея.
1. Реализация направления "Музейная педагогика".
2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
4. Формирование у дошкольников представления о музее.
5. Расширение кругозора дошкольников.
6.Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
7. Формирование проектно-исследовательских умений и
навыков.
8. Формирование умения самостоятельно анализировать и
систематизировать полученные знания.
9. Развитие творческого и логического мышления
воображения.
10.
Формирование активной жизненной позиции.
Где расположить мини-музей.
Народная мудрость гласит: «Кто хочет - ищет возможности,
кто не хочет - ищет причины". И в самых
стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции.
Даже картонная ширма-раскладушка, расположенная в раздевалке, поможет выделить
место для маленького передвижного музея. Отметим сразу, что у любого места
расположения мини музея есть свои плюсы и свои минусы. Идеальных условий нет
ни в одном варианте. Групповое помещение.
Этот
вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по
мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к
материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их
особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для
режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить
самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Однако
расположение мини-музеев в группах имеет и свои минусы. Во-первых, постоянный
доступ к музею получают дети только одной группы. Удаленность от раздевалки
ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея. Кроме того,
родители детей других групп не имеют полного представления о работе детского
сада. Раздевалка.
Если позволяет площадь, то вариант размещения
мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и музей в групповой
комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по
теме музея. Недостатки - те же. Холлы.
В этом варианте мини-музеи находятся в общедоступных
местах, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя время.
Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, cо
своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения. В то же время открытый и
бесконтрольный доступ к музе ограничивает возможность представления в нем
редких ценных экспонатов (да и не очень ценные, случается, пропадают).
Как оформить мини-музей.
Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно
сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому
эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и о
того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности
для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на
разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут
стеллажи и настенные полочки ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы. Горизонтальные и вертикальные поверхности.
Расположение
всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например на детском
столике, не целесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции,
то есть предметы одного наименования. Например, размещенная таким образом
коллекция морских раковин, отличающихся по окраске, форме, размеру, сразу
дает представление об их многообразии. В мини музее вполне может быть
представлена какая-нибудь коллекция, но все же его основная задача - показать
объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во-вторых,
в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по
темам и разделить их визуально. А это осложняет задачу удерживания внимания ребенка
в пределах одной группы предметов. Если же у педагога нет возможности
использовать более подходящие уголки, ситуация может быть исправлена следующим
образом. Из крупных строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике
можно выстроить разноуровневые подставки, скрепить их между собой скотчем и
красиво задрапировать легкой тканью.
Освоение вертикали может
быть осуществлено следующим образом:
· размещение материала на настенных
полочках;
· использование ширм;
· использование стендов;
· использование мобиле;
· размещение мелкого материала на сухих или
искусственных ветках деревьев.
Особенно удобны в использовании стенды. Основное их
достоинство заключается в том, что они просты В изготовлении, легки и безопасны для детей.
Стенды очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное
решение музея. При использовании стационарных полочек смена экспозиции
мини-музея проходит не так заметно для ребенка, как при использовании стендов,
которые могут отличаться по форме, цвету, расположению. А этот факт играет
немаловажную роль: мы уже упоминали о том, что именно эффект новизны имеет большое
значение в привлечении и удержании внимания ребенка.
Стенды используются для размещения иллюстративной
информации, схем. К ним очень удобно крепить и легкие объемные предметы.
Если для музеев отведено определенное место, очень удобно
прикрепить к потолку два-три небольших крючка. Это позволит разнообразить
композицию музея вертикальными элементами. Например, повесить мобиле, временную
спираль, гирлянды и т.д.
|