Суббота, 23.11.2024, 17:00
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Старший воспитатель ГБОУ д/с №1330

В помощь педагогам

Главная » 2012 » Сентябрь » 11 » Мини - музей в детском саду
22:36
Мини - музей в детском саду
Мини- музей в детском саду.
Путешествие по музеям.

   Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства, науки и многие другие стали неотъемлемой частью нашей культурной жизни.
   В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. В мире насчитывается не один десяток тысяч музеев. Музеи стали очень разными и необычными. Среди самых необычных музеев можно назвать следующие:
- музей школьных наказаний
- музей детства
- музей лыж
- музей шпаргалок
- музей ангелов и т.д.
  Во многих  местах стали появляться небольшие музеи, посвящённые определённой узкой теме. Такие экспозиции позволяют рассмотреть объект со всех сторон, получить о нём полное представление. Структура таких музеев строится примерно по одной схеме: его посетители совершают экскурс в историю возникновения объекта, рассматривают его разновидности, знакомятся с уникальными особенностями.
   Очень популярны в мире профессиональные музеи. Их экспонаты повествуют об истории возникновения профессии, о её особенностях в разных странах. Здесь обычно представлены коллекции профессионального оборудования - от старинного до современного. Примеры профессиональных музеев: музей стоматологии, музей дошкольного воспитания, музей аптеки и т.д.
  «Главным героем» музея может стать и самый обыч­ный бытовой предмет (утюг, замок, ботинок, почтовый ящик, зонт, часы и т. д.), ведь любая вещь несет в себе разнообразную информацию. В основе организации тако­го музея лежит системный подход. Экспозиция повествует об истории возникновения предмета, о том, как он выглядел в старину, каковы его особенности в раз­ных
странах. Посетители могут  познакомиться с процес­сом его изготовления, материалами, которые для этого используются, с
разнообразием вариантов предмета, ин­тересными историями, которые так или иначе с ним свя­заны. Примеры самых необычных и интересных музеев одного предмета: музей часов, музей копейки, музей валенка, музей утюга, музей плюшевых мишек, музей чая, музей салфеток и т.д.
 Музеи, посвящённые природе, традиционно любимы детьми и взрослыми. В последнее время стали создаваться музеи, посвящённые одному из компонентов природы. Например: музей воды, музей Арктики и Антарктики, музей листьев, музей камня и т.д.


Как выбрать тему.

 Организации в детском саду мини-музея, посвящен­ного определенному предмету, объекту природы или яв­лению, способствует использование метода системно­го подхода.
  Рассматриваемый нами объект условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек (3 х 3). Этот объект мы на­зываем «Система» (1). Любой объект (система) не существует сам по себе, он всегда является частью чего-то или находится в каком­-то специальном месте. (Дерево в лесу, конструктор на полке, платье в шкафу и т. д.) Это место, в котором нахо­дится объект и частью которого он является, называется «Надсистема» (2).
  Объект (система) зачастую неоднороден по своей сути. Он состоит из каких-то частей, деталей (в платье есть лиф, рукава, юбка, воротник и т. д., В хлебе - ко­рочка, мякиш; в машине - мотор, кабина, кузов, руль, колеса и т. д.) Ячейка, в которой мы рассматриваем «ана­томию» объекта, называется «Подсистема» (3).
  Таким образом, мы рассмотрели центральный столбец (1, 2, 3) нашей таблицы, что уже позволило получить не­которые сведения об интересующем нас объекте. Далее проанализируем центральную горизонталь, которая явля­ется своеобразной временной лентой.
- Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлась систе­ма в прошлом. Чем была чашка до того, как стала чаш­кой? Чем была елочка до того, как стала елочкой? ("Про­шлое системы".)
 - Будущее системы рассматривается в 5-й ячейке. Что произойдет с этим объектом? ("Будущее системы".) Мы рассмотрели объект по ряду позиций и уже полу­чили о нем разнообразную информацию. С детьми млад­шего дошкольного возраста достаточно остановиться на этих позициях. Старшие дошкольники способны рассуж­дать более глубоко.
- Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что и у нее есть собственная надсистема и подсистема. Если птица в прошлом была яйцом, то над­системой яйца могли быть и гнездо с другими яйцами, и «мамин животик» (6 - надсистема системы в прошлом). А такой предмет, как книга, можно рассмотреть с точки зрения происходивших с ней изменений: какой книга была в старину, как создавалась.
 - Любая система в прошлом также имела свои со­ставляющие. То же яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка. А для книг, к примеру, использовалась бе­реста.
- Точно так же рассматривается система в будущем ­ее надсистема и подсистема (8, 9). Кем станет цыпленок? Какой будет книга в будущем?

6 Надсистема в прошлом
2 Где находится объект и частью чего он является (Надсистема)
8 Надсистема в будущем
4 Система в прошлом
1 Объект (Система)
5 Система в будущем
7 Подсистема в прошлом
3 Из каких частей состоит объект, т.е. "анатомия" объекта (Подсистема)
9 Подсистема в будущем

Эта таблица может быть дополнена еще несколькими позициями:
- Антисистема - условно говоря, враги нашего объекта.
- Сосистема - друзья объекта.
- Нейтральная система - то, что никак не реагиру­ет на наш объект, равно как и объекту все равно, суще­ствует нейтральная система или нет. Например, слону все равно, есть ли у нас дома шкаф. Более философски зву­чит утверждение: «Солнцу - как космическому объек­ту - все равно, есть жизнь на Земле, или же она безжиз­ненна».
М. С. Гафитулин (г. Жуковский) так изложил прин­цип системного оператора в шутливом стихотворении:
Если мы рассмотрим Что-то,
Это Что-то - для чего-то,
Это Что-то из чего-то,
Это Что-то - часть чего-то.
Чем-то было раньше Что-то,
Чем-то будет это Что-то.
Есть противники у Что-то,
Много есть друзей у Что-то.
Все нейтральное у Что-то
Делает свое чего-то.
Что-то ты теперь возьми
На экранах рассмотри.
В нашем случае последняя строка может звучать так: «И в музее рассмотрю».
  А теперь проиллюстрируем работу системного опера­тора на более конкретном примере и выясним, как эта работа проводится с детьми. Допустим, в группе решено создать мини-музей чаш­ки. (В рамках занятий по ознакомлению с окружающим миром можно проводить целую серию таких занятий, по­священных обычным и хорошо знакомым детям предме­там. Ее можно, к примеру, назвать «Необычное в обыч­ном» или «Секреты и тайны старых знакомых»).
1. Система - чашка. В мини-музее изображение чаш­ки может стать композиционным центром, сразу привле­кающим к себе внимание. (Панно с аппликацией из бу­маги, ткани и других материалов.) Подойдет и большая чашка из папье-маше. Таким образом мы выделяем глав­ного «героя» музея - чашку.
2. Надсистема. Чашка - часть сервиза. Значит, в мини-музее мы поместим иллюстрацию этого сервиза или настоящий кукольный сервиз. Здесь же могут быть представлены иллюстрации, расширяющие представле­ния детей о том, где могут храниться чашки. (Например, обычные, которыми мы пользуемся ежедневно, стоят в посудном шкафу на кухне, дорогие сервизы - в гости­ной комнате, на полках красивого серванта. Уникаль­ные, редкие чашки хранятся в музейных витринах за стеклом.)
3. Подсистема предусматривает рассмотрение частей, из которых состоит чашка. Этот раздел может быть пред­ставлен коллекцией чашек разной формы и конфигурации: чашки с одной ручкой, с двумя, без ручек, округлые, конусообразные, кофейные чашки на ножке и т. д.
4, 5, 6. Система в прошлом. В этом разделе можно рас­смотреть прошлое чашки по двум позициям.
• Материалы, из которых изготавливают чашки, мо­гут быть представлены в прозрачных пластиковых емко­стях: песок, глина, кусочки пластмассы, кусочки дерева.
• История возникновения чашки: иллюстрации с изображением жизни наших предков в разные историчес­кие периоды. Первобытно-общинный - глиняная посуда, древние славяне - деревянные кубки. Племена других народностей - раковины, рога животных и т. д.
7, 8, 9. Система в будущем. Здесь могут быть самые различные экспонаты.
• Треснутая чашка или ее осколки (для безопасности их лучше держать в прозрачной пластиковой коробочке) послужат темой для разговора о правил ах аккуратного пользования вещами. Можно поговорить с детьми и о том, каких мер предосторожности требуют чашки, изготовлен­ные из разных материалов, показать способы починки ис­порченной вещи либо варианты ее вторичного использо­вания. Например, треснутые глиняные чашки могут слу­жить вазой для сухих цветочных композиций, а из ос:колков толстых фарфоровых чашек нередко составля­ют мозаичную композицию. Осколки служат и дренажной основой для цветочных горшков. При сжигании остатков деревянной посуды выделяется тепло.
• В качестве будущего системы можно рассмотреть и возможные варианты нового дизайна чашки. Это хоро­ший способ развития творческого воображения и изобре­тательской деятельности.

Цели и задачи мини-музея.   

1. Реализация направления "Музейная педагогика".
2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
4. Формирование у дошкольников представления  о музее.
5. Расширение кругозора дошкольников.
6.Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
9. Развитие творческого и логического мышления воображения.
10. Формирование активной жизненной позиции.

Где расположить мини-музей.

  Народная мудрость гласит: «Кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет причины".  И в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Даже картонная ширма-раскладушка, расположенная в раздевалке, поможет выделить место для маленького передвижного музея. Отметим сразу, что у любого места расположения мини музея есть свои плюсы и свои минусы. Идеальных условий нет ни в одном варианте.
Групповое помещение.
Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой ин­формации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассмат­ривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Однако расположение мини-музе­ев в группах имеет и свои минусы. Во-первых, постоян­ный доступ к музею получают дети только одной группы. Удаленность от раздевалки ограничивает свободное обще­ние детей с родителями по темам музея. Кроме того, ро­дители детей других групп не имеют полного представле­ния о работе детского сада.
Раздевалка.
Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и музей в групповой комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостатки - те же.
Холлы.
В этом варианте мини-музеи находятся в общедоступных местах, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя время. Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, cо своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения. В то же время открытый и бесконтрольный доступ к музе ограничивает возможность представления в нем редких ценных экспонатов (да и не очень ценные, случается, пропадают).

Как оформить мини-музей.
  Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и о того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Горизонтальные и вертикальные поверхности.
Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например на детском столике, не целесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, то есть предметы одного наименования. Например, размещенная таким образом коллекция морских раковин, отличающихся по окраске, форме, размеру, сразу дает представление об их многообразии. В мини музее вполне может быть представлена какая-нибудь коллекция, но все же его основная задача - показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во-вторых, в горизонтальной плоскости слож
но объединить экспонаты по темам и разделить их визу­ально. А это осложняет задачу удерживания внимания ре­бенка в пределах одной группы предметов. Если же у пе­дагога нет возможности использовать более подходящие уголки, ситуация может быть исправлена следующим об­разом. Из крупных строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике можно выстроить разноуровневые подставки, скрепить их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.
Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом: · размещение материала на настенных полочках;
· использование ширм;
· использование стендов;
· использование мобиле;
· размещение мелкого материала на сухих или искус­ственных ветках деревьев.

  Особенно удобны в использовании стенды. Основное их достоинство заключается в том, что они просты В из­готовлении, легки и безопасны для детей. Стенды очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить ком­позиционное решение музея. При использовании стацио­нарных полочек смена экспозиции мини-музея проходит не так заметно для ребенка, как при использовании стендов, которые могут отличаться по форме, цвету, располо­жению. А этот факт играет немаловажную роль: мы уже упоминали о том, что именно эффект новизны имеет боль­шое значение в привлечении и удержании внимания ре­бенка.
 Стенды используются для размещения иллюстратив­ной информации, схем. К ним очень удобно крепить и легкие объемные предметы.
 Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку два-три небольших крюч­ка. Это позволит разнообразить композицию музея верти­кальными элементами. Например, повесить мобиле, вре­менную спираль, гирлянды и т.д.

Категория: Познание | Просмотров: 9951 | Добавил: olga | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа

Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Статистика
Яндекс.Метрика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мировая статистика