Кто есть кто в детском саду?
Руководство
К администрации дошкольного учреждения относятся заведующий
детским садом, старший воспитатель и заместитель заведующего по
административно-хозяйственной части. Заведующий детским садом. Поскольку в
реальной жизни детскими садами руководят в основном женщины, то и название этой
должности обычно употребляют в женском роде - заведующая.
Заведующая
осуществляет общее руководство детским садом. В своей деятельности она
опирается на Закон РФ «Об образовании», Типовое положение о дошкольном
образовательном учреждении, Устав дошкольного учреждения, и на другие
законодательные акты. Она занимается комплектованием групп детьми в
соответствии с их возрастом, состоянием их здоровья, индивидуальными
особенностями и запросами родителей, подбирает кадры, руководит педагогами, и
обслуживающим персоналом. Кроме того, заведующая отвечает за рациональное
использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других
источников. Родители могут обращаться к заведующей за консультациями и вносить
собственные предложения по улучшению работы с детьми, в частности, предложения
по организации дополнительных услуг. Родители также в праве требовать от нее,
чтобы руководимый ею коллектив обеспечивал ребенку подобающий уход, воспитание
и обучение, охрану и укрепление здоровья - в соответствии с условиями договора.
Старший воспитатель
занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный
процесс в детском саду, поэтому в повседневном общении его также называют
методистом. Вместе с заведующей он руководит коллективом детского сада,
участвуя в подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития и
педагогических планов. Комплектует группы учебными пособиями, играми,
игрушками, организовывает сотрудничество с другими дошкольными учреждениями, школами,
детскими центрами, музеями и т.п. Старший воспитатель проводит обширную
методическую работу в педагогическом коллективе: открытые занятия для
воспитателей, семинары, индивидуальные и групповые консультации. Кроме этого он
участвует в работе с родителями: готовит стенды, папки-передвижки, посвященные
семейному воспитанию и пр.
Заместитель
заведующего по административно-хозяйственной части (завхоз) руководит
работами по хозяйственному обслуживанию детского сада. Следит за состоянием
помещений, занимается закупками мебели, посуды, оборудования и игрушек.
Руководит работами по благоустройству и озеленению территории, следит за
выполнением противопожарных мероприятий и других условий безопасности детей и
взрослых.
Основной педагогический состав
Воспитатель (воспитательница)
- педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему
детей. Однако воспитательница не просто «приглядывает» за малышами, она
планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с
возрастом детей. Создает условия в группе для успешной реализации
воспитательно-образовательной программы и, собственно говоря, сама же ее
реализует. Совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по физической
культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия. Руководит
работой помощника воспитателя. Кроме того, воспитатель ведет работу с
родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному
сотрудничеству с детским садом. Согласовывает с родителями профилактические
прививки детей, планируемые в дошкольном учреждении. Если детский сад полностью
укомплектован педагогическими кадрами, в каждой группе работает по два
воспитателя, которые работают в тесном сотрудничестве друг с другом. В период с
11.48 до 14.12 оба воспитателя работают вместе. В это время педагог,
работающий с утра и проводивший занятия, рассказывает о событиях первой
половины дня, сообщает, с кем необходимо позаниматься дополнительно, кому из
детей сделаны прививки, какие вопросы обсудить с родителями и пр.
Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание.
Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники,
вечера. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и
в группе. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и
развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во
2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и
ритмические игры.
Воспитатель по
физической культуре проводит физкультурные занятия и во время их проведения
полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную
активность детей в течение дня. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические
условия для проведения занятий. Организует разъяснительную работу с родителями
по вопросам физического воспитания. Как и другие педагоги, воспитатель по
физкультуре руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные
особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности
каждого ребенка.
Педагог-психолог
- его работа направлена на сохранение психического, соматического и социального
благополучия воспитанников. Его задача - помощь детям, родителям и
педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Педагог-психолог
проводит психологическую диагностику, определяет степень отклонений
(умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, выявляет
нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую
коррекцию. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных
программ, в образовательной деятельности. Содействует развитию творчески
одаренных воспитанников. Формирует психологическую культуру педагогических
работников, а также детей и их родителей.
Логопед
занимается коррекцией отклонений в развитии речи
детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности
имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные занятия по
исправлению отклонений.
|