Содержание программы по изобразительной и конструктивной деятельности.
От 1 года до 3-х лет
Я рисую § Основой любого рисунка является линия. Учусь проводить формообразующие линии: - прямые (вертикальные и горизонтальные), - наклонные, - прерывистые (штрих), - пересекающиеся, - округлые, - ломаные (но не зигзаг), - спиралевидные, - волнистые, - дугообразные. § Учусь рисовать предметы, состоящие из геометрических форм и формообразующих линий. § Рисую: - гуашевыми красками и толстой кистью, - фломастерами (но не исписанными), - цветными карандашами (красный, синий, зелёный, чёрный) Карандашами белого и жёлтого цвета на момент обучения не дают (следа от них просто не видно).
Я леплю § Из глины - она не деформирует мелкие мышцы руки, способствует развитию мелкой моторики руки; Основные приёмы: - скатывание (шара), - раскатывание (столбики), - сплющивание, - прищипывание (кончиками пальцев), - вдавливание пальчиком (для украшения поделки), - приставление, - элементы налепа (украшение). § Из пластилина - если хорошо разогрет и не размазывается на ладонях как масло. § Слоёное тесто - если на руках нет ссадин, болячек, диатеза.
Я выполняю аппликацию Пока только учусь выкладывать детали на листе бумаги разной формы (прямоугольнике разной ширины и длины, квадрате, круге) Выкладывать, но не наклеивать. В этом возрасте вместо занятий проводятся дидактические игры и упражнения.
Я конструирую - Мелкий строитель ( приставление, наложение, прикладывание кирпичика, кубика, "крыши" - призмы). - Крупный строитель только мягкий и лёгкий, но не деревянный. - Активно наблюдаю за взрослым, выполняющим поделку из бумаги, природного и бросового материала.
Я узнаю об искусстве Радуюсь народным игрушкам-забавам: вкладыши, матрёшки, подвижные игрушки. Желательно иметь: - загорские игрушки, - богородские игрушки - дымковские игрушки, - хохломскую мебель - городецкую мебель.
От 3-х до 4-х лет.
Я рисую § Предметы окружающего мира по темам: "Здания", "Транспорт", "Растительный мир", "Животный мир", "Человек". § Несколько предметов на одном листе бумаги. Это - подведение к сюжету, но не сюжет. Я ещё не научился передавать взаимосвязь и движения предметов.
§ Украшаю декоративным узором (квадрат, прямоугольник, круг), интереснее, когда используется трафарет или силуэт предмета с наклеенной на него бумагой знакомой геометрической формой для декоративного узора. § Просто по замыслу.
Использую в рисовании изобразительные материалы: - наборы цветных карандашей - гуашевые краски (от 4 до 6 цветов) - сыпучие материалы: цветной школьный мел, а позднее уголь - восковые мелки - фломастеры - толстую кисть - клеевую кисть - кисть среднего размера - тычки
Я леплю § из глины - она не деформирует мелкие мышцы руки, способствует развитию мелкой моторики руки;
Добавляются приёмы: - вдавливание, - вытягивание, - примазывание, - сглаживание, - защипывание
Способы лепки: - конструктивный - лепка предмета из отдельных частей. - комбинированный - сочетание конструктивного с пластическим. - пластический (скульптурный) - лепка из целого куска.
§ из пластилина - если предварительно разогрет; § солёное тесто - если на руках нет ссадин, болячек, диатеза.
Я выполняю аппликацию Я учусь аппликации. Учусь выкладывать и наклеивать готовые детали на листе бумаги разной формы (прямоугольнике разной длины и ширины, квадрате, круге).
Я конструирую - Мелкий конструктор-строитель - Крупный конструктор-строитель - Конструкторы "Лего", тематический - Из бумаги (полоска, прямоугольник, элементы "оригами")
Я узнаю об искусстве Знакомлюсь с: - дымковской игрушкой, - каргопольской игрушкой, - филимоновской игрушкой, - богородской игрушкой, - калининской (торжокской) игрушкой, - посудой, - скульптурой малых форм, - с творчеством художников-иллюстраторов: знакомство с некоторыми жанрами.
От 4-х до 5-ти летЯ рисую§ Предметы окружающего мира по темам: "Здания", "Транспорт", "Растительный мир", "Животный мир", "Человек".§ Несколько предметов на одном листе бумаги. Это - подведение к сюжету, но не сюжет.Я ещё не научился передавать взаимосвязь и движения предметов.§
Украшаю декоративным узором (квадрат, прямоугольник, круг), интереснее,
когда используется трафарет или силуэт предмета с наклеенной на него
бумагой знакомой геометрической формой для декоративного узора.§ Просто по замыслу.§ Учусь закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении, не выходя за пределы контура. § Учусь передавать расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносить их по величине. Использую в рисовании изобразительные материалы:- наборы цветных карандашей, гуашевые краски (от 6 до 12 цветов)- сыпучие материалы: цветной школьный мел,уголь, восковые мелки- фломастеры- толстую кисть- клеевую кисть- кисть среднего размера- тычкиЯ леплю§ из глины - она не деформирует мелкие мышцы руки, способствует развитию мелкой моторики руки;Добавляются приёмы:- вдавливание,- вытягивание,- примазывание,- сглаживание,- защипываниеСпособы лепки:- конструктивный,- комбинированный,- пластический (скульптурный)§ из пластилина - если предварительно разогрет;§ солёное тесто - если на руках нет ссадин, болячек, диатеза.Я выполняю аппликациюУчусь пользоваться ножницами: - отрезать полоску от широкой полосы, - разрезать квадрат, прямоугольник, круг по линии предварительного сложения, - закруглять уголки, поворачивая бумагу, а не ножницы, - учусь симметричному вырезыванию (листок, ваза, елка), - учусь разрезать квадрат с диагональю до 5 см на глаз, а диагональ более 5 см- по начерченной линии. Я конструирую- Мелкий конструктор-строитель- Крупный конструктор-строитель- Конструкторы "Лего", тематический- Из бумаги (полоска, прямоугольник, элементы "оригами")Я узнаю об искусствеЗнакомлюсь с:- дымковской игрушкой,- каргопольской игрушкой,- филимоновской игрушкой,- богородской игрушкой,- калининской (торжокской) игрушкой,- посудой,- скульптурой малых форм,- с творчеством художников-иллюстраторов: знакомство с некоторыми жанрами.
От 5-ти до 7-ми лет
Я рисую § Предметы окружающего мира по темам: "Здания", "Транспорт", "Растительный мир", "Животный мир", "Человек" и учусь рисовать с натуры ("Рисую только то, что вижу, а не то, что знаю" Е.А.Флерина). § Передаю сюжеты (взаимодействие и движение предметов) по знакомым литературным произведениям, по заданной теме. § Самостоятельно придумываю декоративные узоры, а так же украшаю предметы, силуэты по мотивам декоративных народных промыслов. § По замыслу.
Использую в рисовании: - бумагу разной фактуры, фона и формата, - разные изобразительные материалы (знакомлюсь со свойством изобразительного материала и техникой рисования ими), - экспериментирую, соединяя в одном рисунке разные изобразительные материалы, - простой и цветные карандаши для набросков, - разные виды кистей и тычков.
Я леплю § Из глины, цветного пластилина, солёного теста, пластики. - Добавляется ленточный способ лепки. - Передаю фактуру предмета (шерсть, оперение, чешую). - Активно использую стеку. - Выполняю работы на пластине, хорошо подготавливая стекой фон - Для развития мелкой моторики предпочтение отдаётся мелким статуэткам. § Солёное тесто используется при отсутствии у ребёнка на руках ссадин, болячек, диатеза. Изделия из пластики опускаются в кипящую воду воспитателем при отсутствии детей.
Я выполняю аппликацию - Из бумаги разной фактуры (кроме плотного картона и глянца). - Учусь симметричному вырезыванию (сначала половинку предмета можно нарисовать простым карандашом, а затем повторить вырезывание на глаз). - Силуэтное вырезывание. - Вырезаю много одинаковых деталей, используя приём "гармошки". - разнообразят аппликационную работу "хороводы" простые - одинаковые детали имеют соединение внизу, по середине или сверху. - Сложные "хороводы" включают в себя соединение 2-х и более разных деталей. - Из природного материала предварительно высушенного. - Из ткани. Использую клеи: ПВА, клейстер, иногда клей-карандаш.
Я конструирую § Из строителя: - напольного, - мелкого, - разных видов. § Из конструкторов разных видов и форм крепления. § Из бумаги.
Ручной труд - Изготовление игрушек из бумаги. - Изготовление игрушек на основе коробочек разных форм, конусов, цилиндров. - Изготовление игрушек из природного и бросового материала. - Вышивка. - Шитьё.
Я узнаю об искусстве - Жанры живописи. - Скульптура и её виды. - Разнообразие стилей в архитектуре. - Виды графики (включая книжную и станковую) - Декоративно-прикладное творчество.
|